«Будьте грамотным потребителем!»

Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области (ВКО, г. Усть-Каменогорск, ул. Бурова 20, тел.: 8 (7232)-26-37-40, факс: 8 (7232)-57-79-91, e–mail: oskemen@economy.gov.kz.) направляет информационно - разъяснительную статью касательно обмена некачественных мобильных телефонов.

ЕСЛИ ВЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ СВЯЗИ

К сожалению, в обиходе нередко случается так, что качество того или иного товара далеко не соответствует нашим ожиданиям. Предвкушаешь удовольствие от намеченной покупки, а в итоге получаешь разочарование из-за обнаруженных недостатков. В этом плане не исключение и сложная электронная техника, в том числе – мобильные телефоны, без которых современный человек своей жизни не представляет.

Ошибкой в нашем случае будет пустить дело на самотек и не пытаться защитить свои права или хотя бы вернуть затраченные  деньги: на самом деле процедура эта не утомительная, и вовсе не бесперспективная. Специалисты поясняют, что при приобретении и получении некачественных товаров и услуг почти 60% потребителей не предпринимают необходимых действий в защиту своих потребительских прав. В досудебном порядке решали свои проблемы – около 14%, в суд обратились – 4%, за помощью в различные государственные структуры – порядка 24%.

А ведь знакомство с определенными правилами и нормами Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей»(далее-Закон) может зачастую привести к быстрому и положительному результату. Для начала надо понять, что есть в вашем арсенале для подачи претензии продавцу. Скажем, при покупке бытовой техники, электроники мало того, что необходимо по возможности проверить исправность товара, но надо обратить пристальное внимание на наличие таких документов, как чек за произведенную оплату, паспорт и гарантийный талон на купленное изделие.

Согласно пункту 2 статьи 29 Закона, при покупке того или иного изделия продавец обязан продемонстрировать его свойства, объяснить правила использования и передать покупателю товар, качество которого соответствует предоставленной о нем информации и условиям договора, если он заключается. На месте проверяется и комплектность устройства. Также по требованию клиента ему предоставляют документы, подтверждающие качество и безопасность товара, работы, услуги.

Исключением могут быть ситуации, когда покупатель заранее был предупрежден об имеющихся дефектах и товар был продан с уценкой. Практически невозможно расчитывать на гарантийный ремонт или замену купленного, если сам владелец нарушил правила эксплуатации изделия.

В соответствии с  пунктом 2 статьи 30 Закона, в случае обнаружения покупателем изъянов в товаре и предъявления им требования о его замене продавец либо изготовитель обязаны сделать это незамедлительно. А вот при необходимости дополнительной проверки, требующей экспертизы качества товара, сделать это одномоментно не получится. На такие действия отводится тридцать календарных дней с момента предъявления соответствующего требования. Если признано, что ваше изделие изначально не обладало надлежащим качеством, оно должно быть заменено на новый аналогичный товар, не бывший в употреблении. 

Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть  проведена в течение десяти календарных дней. Стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом или изготовителем. Если в ее результате установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, покупатель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением затраты на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, а также провести ее за свой счет. И надо помнить, что при замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором.

Претензия покупателя предъявляется на основании статьи 22 Закона. В тексте должны быть следующие пункты. Точное наименование собственника товара, поскольку продавец может оказаться его наемным работником, который от имени хозяина реализует товар (эти данные потребитель может узнать из платежного документа). Надо указать правильный адрес места продажи. Должна присутствовать и ссылка на соответствующие нормы Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

Если будет доказано, что неисправность в товаре возникла не по вине покупателя, магазин должен выполнить требования клиента и немедленно вернуть ему деньги. В случае, если магазин превышает установленные законом сроки, с него можно взыскать неустойку в размере 1% от стоимости покупки за каждый день просрочки. Так что, при желании, потребителю свои права отстоять вполне возможно!